Ирина Каминская (frau_kam) wrote in litkrug,
Ирина Каминская
frau_kam
litkrug

Зачем мы пишем и другие вопросы тексто-творения

43974231_ray_lago_faust.jpg

То, что для людей – понятно. А для себя – зачем?

Может быть, написание текста – всего лишь попытка выравнивания душевного состояния автора? Выкладывая результат своего осмысления, не надеемся ли на отклик группы, чтобы по этому камертону сверить свои частные ощущения с состоянием целого?

Стараясь довести текст до идеала, мы стремимся отдавать в группу лучшее – наше понимание, результат сосредоточения. Навстречу этому желанию открываются скрытые смыслы, и можно двигаться дальше по проторенному совместно коридору выживания.

ЧТО  ТАКОЕ ТЕКСТ?

Текст – не только  несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически – это единый организм. Не хватает чего-то одного и всё, нечитаемо. Текст от лат. слова "текстиль", он должен быть прочно соткан и качественно выделан.

Текст – мысль донесённая, где равно значимы слова "мысль" и "донесённая". Мысль не донесённая - абсурд. Формулируя мысли, мы оттачиваем  осознание и гармонизируем внутреннее состояние до ощущения приближения к совершенству – главной движущей силы творчетства.

Как донести мысль?

Чтобы мысль донести, нужно, чтобы человек за этой мыслью следил. Иначе попытки обречены в самом начале. Первая неудачная фраза и интерес потерян.

С чего начинается ПРИНЯТИЕ ТЕКСТА (или хотя бы не отторжение его)?  Это происходит ещё до начала чтения.

ОФОРМЛЕНИЕ

"Сплошняк" мало кто прочтёт. Лучше делить текст на абзацы, каждый из которых закончен и в смысловом отношении тоже. Шесть-восемь строк – оптимальный абзац для поста. Хорошо работают подзаголовки. Они хороши и для автора, помогают структурировать мысль. Интернет = текст + картинка . Без картинок возможность прочтения текста значительно снижается.

НАЗВАНИЕ

Самый прекрасный текст не будет прочитан, если он озаглавлен «Петя дурак». Даже если в этом названии точно отражаён смысл текста, повествующего, почему Петя стал дураком, что было бы с Петей, не стань он дураком, и как с этим бороться.  В названии исчерпывающая информация. Дальше некуда идти, нет интереса, нет интриги.

Хорошо было Гёте.  «Фауст» – и всё, уже читают, потому что выходило в год пять произведений.

Заголовок, название  – отдельное литературное произведение. Оно может быть связано с содержанием, а может и нет. «Возвращение блудного попугая» – связано. «Над пропастью во ржи» – не связано.

Название должно быть цепляющим, т.е. не лишённым доли здорового абсурда.

Иногда хорошим названием может быть стихотворная строфа, например, "По ком звонит колокол". Джон Донн, малоизвестный английский поэт, а Хэмингуэй сделал его строку известной.

Вовсе необязательно писать название сразу. Хорошие названия надо собирать, как только они пришли в голову. Куда-нибудь пригодится. Можно вынести в название какую-то парадоксальную мысль из  уже готового текста. Недавно в Москве шёл спектакль театра Эт Сетера "Подавлять и возбуждать". Интригующее название. Что подавлять? Чем возбуждать? Вопросы появляются, значит, за ответами человек придёт и купит билет. В нашем случае - прочтёт текст.

НАЧАЛО ТЕКСТА

Только у гениев тянется перо к бумаге, минута, и стихи свободно потекут. Как правило, текст свободно не течёт, а получается в результате немалых усилий. Особенно начало. Ведь начало должно быть очень забористым, от слова «забирать». Должен быть конфликт, интрига, даже если мы пишем прогноз погоды, лучше начать его словами ПРОТИВ ОЖИДАНИЙ август выдался тёплым...

Как правило, описывается или конфликт, или состояние.

КОНФЛИКТ

Конфликт бывает разный:  в отношениях двоих, конфликт человека и общества, любовный многоугольник,  что угодно. «Во первЫх строках» текста этот конфликт должен быть обозначен: «Когда случилось страшное, никто и предположить не мог, что причина всему - Петя. Он рос тихим мальчиком. Он стал великим вождём племени тумба-юмба. Множество версий ничего не проясняют в этом удивительном преображении. Попробуем приблизиться к разгадке». Заинтересовали, заинтриговали, пообещали раскрыть тайны.

Показывая своего героя, хорошо идти от противного, от противоположности. Герой флегматик - его мать адский протуберанец, героиня балерина - её подруга библиотекарь.  Даже если мы рассказываем об одном человеке, всегда есть, кем оттенить, показать натяжения, противовесы, конфликты. Интересно рассматривать расхождение близких, на первый взгляд, неразличимых характеров. Росли шустрые и весёлые детишки, один стал вором, другой героем.

МОТИВАЦИЯ К...

Если нет конфликта, останется скучная проповедь. Об этом надо помнить и всегда оставлять за читателем возможность принять решение, высказать мнение, усомниться, задуматься. Текст должен мотивировать к мысли, к действию. Иначе никто не прокомментирует текст. Сколько бесспорно правильных постов остаются без комментариев только потому, что сказать просто нечего. Тема исчерпана.

В тексте должен быть элемент недосказанности, чтобы оставалось место для обсуждения. В споре не рождается истина, но рождается количество просмотров. И всё это должно быть уже «во первых строках», а лучше в первой фразе, которая всегда мотивирует к прочтению… или нет.

Он пел по утрам в клозете... (Ю. Олеша, «Зависть»)
Каждый может припомнить хотя бы один подобный персонаж из своей жизни, а может, и сам поступает так же. Интересно, что будет с героем дальше? Нетривиальное начало, обещающее проникновение в самое сокровенное.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему… (Л.Толстой, "Анна Каренина")

Каждый так или иначе причисляет свою семью к счастливой или несчастной. И уже здесь, в первом предложении, есть зародыш спора – похожи или не похожи, чем, как, есть мотив читать дальше. В чужих (чуждых) ситуациях разбираться не интересно. Человек ищет отголосок своей боли, своего состояния, интерес в схожести, в узнавании себя, соседа, сына, матери. Узнал - будет читать. Даже если это узнавание происходит на бессознательном уровне.

"Некоторые семьи иногда сталкиваются с проблемой..." – плохое начало. Некоторые семьи меня не интересуют. Некоторые – это не я, со мной-то такого никогда не произойдёт. "Иногда" тоже не цепляет. Мало ли, что иногда бывает с некоторыми. Поэтому долой некоторых и берём тревожное «КАЖДЫЙ».

"Каждая семья рано или поздно сталкивается с проблемой ..."  (Если вы ещё не столкнулись, значит, всё впереди, или вы чего-то не понимаете – читайте дальше). Такое начало представляется более мотивирующим к прочтению текста.


ПЕРВАЯ ФРАЗА должна цеплять не менее заголовка и более его - ОБЕЩАТЬ

В первых двух-трёх предложениях заключена экспозиция всего повествования, много нужно сказать, и ещё больше пообещать.

"По набережной шла женщина с собакой". Ничего не понять. Какая женщина, с какой собакой, зачем шла? Можно сказать иначе: «Говорят, что на набережной появилось новое лицо – дама с собачкой…» Что в этой фразе А.П.Чехова? Многое. Скука «водного общества», сплетни, и…новое лицо – ДАМА, не женщина с собакой, уже понятно, как она выглядит, понятно, что возникнет нечто вокруг этой женщины, интрига… Одно предложение – законченная экспозиция, которая многое говорит и ещё больше обещает.

Важно не нарушить баланс между сказать и пообещать. Обещание затягивает в текст и заставляет дочитать до конца. Чехов считал, что умение писать – это умение сокращать. К этому умению мы ещё вернёмся.

Вот как начали свой "Манифест коммунистическо парии" Маркс и Энгельс: ПРИЗРАК бродит по Европе, призрак коммунизма…Атеисты, экономисты, философы и вдруг ПРИЗРАК… и вовсе не о призраке речь в тексте, а о вполне даже социально-экономической  ситуации, но вот ПРИЗРАК… и до сих пор все помнят этот призрак, и завоевал он шестую часть суши и половину всех мозгов человеческих.

Первая фраза  - камертон, чтобы найти созвучие с читателем, поймать его на крючок. Особенно это относится к описаниям состояний людей: страхов, депрессии, эмоциональных раскачек, комплексов неудачников и прочих отличниц. Всё это должно быть прописано так, чтобы человек сразу узнал себя, своё состояние, свою проблему. Времени и места на это дело – абзац.  А погрузить нужно сразу, иначе читатель потерян.

Полезно периодически пропитываться классическими текстами, где для описания состояний и конфликтов уже  выбраны точные, лучшие слова. Можно взять этот опыт для себя,  это путь, когда нет своих слов верных. Не плагиатствовать, а стилизовать, передавая дух и букву классики. Хорошее упражнение от ступора неписания.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Любое повествование должно оживать в читательском воображении, пока не ожило, это не его, а чужое не нужно, можно легко отбросить. Рисуйте пейзажи, описывайте запахи, дома, одежду, температуру тела,  но только то, что "выстрелит" в тексте, то, в чём зашифрован смысл будущих раскрытий. Ружьё на сцене, как известно, должно выстрелить, иначе оно просто отвлекает внимание. Любой описанный предмет должен ожить от действий героя. Салфетки в кафе Ротонда - только салфетки, пока на них не ставила эскизов рука Художника. «Гусиные оголодки» и помадная банка на ломберном столике мертвы, пока не оживут, осенённые рукой Поэта.

Описываем только то, что важно нашему герою. Описываем его глазами привычные нам вещи и вот уже интрига, кто ТАК видит, кто он?  Теперь описание предмета имеет смысл, потому что появился наблюдатель и этот наблюдатель не читатель и не автор,  а кто-то ещё – Персонаж. Для киевлянина  Буглакова Москва сатанинский город с кривыми переулками и нехорошими квартирами, с жителями, которых испортил квартирный вопрос. Для москвича Пушкина Петербург – рай обетованный, но там же и Чёрная речка его.

Ещё важнее, чем предметы и места, описывать глазами персонажа других людей. Одна и та же женщина будет для одного субреткой, для другого милой подружкой, для третьего (не)выгодным вложением средств, для четвёртого – музой etc etc… Смотрим на мир глазами героя, не даём оценок, пусть оценивает читатель. Самое главное – то, что происходит с читателем после прочтения текста, о чём он задумается, что его поразит, заставит усомниться в привычном.

Темпоритм
Темпоритм текста задаётся тем, о чём пишем. Пишем об обстоятельном флегматике и перфекционисте – раскладываем по полочкам, но не затягиваем особо, чтобы не впал читатель в сонную одурь. Описываем энергичного шустрика, и темпоритм иной  – быстрая смена картинок, настроений, текст краткий, без растеканий.

Хорошо, когда пишешь детектив и через каждый абзац подкидываешь читателю по трупу. Не всегда это возможно. Наши «трупы» – это развенчанные мифы «коллективного разума», гнездящиеся, как скелеты в шкафу,  в сознании читателя – "все женщины б., все мужики к., у таких, как я, никогда ничего не получится,  во всём виноват  (подставить нужное), все здравомыслящие люди думают, как я" и пр. Каждый этап раскрытия – это «труп» укоренившегося заблуждения, глупости,  эгоизма, в которых люди более-менее уютно живут себе, а тут бац –текст- который показывает, что уют был мнимый.

Текст - инструмент проникновения в душу читателя.  «Это ли не цель, что всем желанна»,  всем «инженерам человеческих душ»? Подводить человека к шоковой мысли исподволь, всем текстом, чтобы он вроде как сам додумался до того, что вы ему подсказывали всю дорогу. Помните Порфирия Петровича: «Кто же убил, Родион Романович? Вы   и убили…»  Шок изнутри психического – лучший двигатель душевного прогресса…

ФИНАЛ
Финал – это аплодисменты читателя автору. Это трофеи – слёзы или смех, раздражение или негодование читателя. Его чувства, эмоции, его мысли, вызванные текстом. Может быть и ступор, и онемение, пустота, не наполненная пока ответом, но вопрос-то задан, следовательно, половина ответа уже получена.

Открытый финал даёт возможность читателю самому принять решение. Быть или не быть.? Жить по-новому или так же, как и раньше? Немая сцена – финал «Ревизора», знаменитое пушкинское «Народ безмолвствует» в  финале «Бориса Годунова». Это оно. Достаточно и крыловского гениального «а ларчик просто открывался».


О сестре таланта – краткости и её лучшей подруге ЯСНОСТИ

Когда всё готово, читаем ещё раз и вымарываем всё лишнее. С шашкой наголо, как бы ни было жалко. Все чтобы, так как, потому, что, ибо, свой, мой, его, её, и прочее сложное подчинение и сложное сочинение. Везде, где только можно – простые предложения. Чёткая артикуляция смысла. Чтобы не было одного и того же абзаца, повторенного дважды разными словами.

Написать простое и в то же время понятное предложение много труднее, чем длинное со множеством причастных и деепричастных оборотов. Не ВСЕ деепричастия вымарать. А там, где их больше одного на предложение. Он лежал, боясь, а она, трясясь и боясь, пыталась, смеясь, дотронуться до него, лежащего, боясь. Такого лучше избегать.

Если, проверяя текст, вы заметите, что из предложения можно вычеркнуть слово, и при этом смысл предложения не меняется, значит, это слово лишнее, его следует удалить. = Если можно вычеркнуть слово без потери смысла, вычёркиваем.

Такой же подход применяется к предлогам, эпитетам цветистым, к длинным синонимическим рядам. Всё в рамках разумного, конечно. Отрывистые, куцые фразы вредят пониманию.

Длинные замысловатые предложения с большим количеством ненужных слов и оборотов происходят оттого, что автор сам ещё не до конца понял, что хотел выразить. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». По-другому не бывает.

Путаница в голове – путаница в тексте. И наоборот. Оттачивая свой текст, мы наводим порядок в голове, и в этом уникальная польза писательства для нас, авторов. Выписать смыслы, доведя «текстуру» текста до совершенства, это и навести ясность в мозгах. Выдать фантазийный текст ни о чём, без запятых со множеством ошибок орфографических и грамматических, не говоря о смысле –  не работа с текстом, а банальное «любите меня таким, какой я есть», скучно, не интересно.

Задумываемся над этим. Не брезгуем перечитать, сверить по учебнику русского языка, да просто ввести слово в поисковик и увидеть, что наша версия написания неверна. Отдавать нужно лучшее от себя. И себя в этом смысле любить очень крепко, чтобы не отдавать полуфабрикаты и недоделки.

Цените себя и плоды голов своих. Удачи вам, друзья! Глубоких, искромётных текстов и вдумчивых, благодарных читателей!
Tags: многобукв, обсудим?, текстоведение
Subscribe

  • чё бы почитать

    третий день солнце в окне не показывают. даже сквозь тучи. придётся перечитать вот это: Евгений Лукин. "Катали мы ваше солнце".

  • предвыборная ночь

    в Агаповке луна как слива Урал течёт неторопливо електорат неприхотливый уснул в подушку сунув нос забылась суета дневная спит бездорожье - мостовая…

  • глаз

    Так то мы, вообще, добрые. Даже мягкие где то в глубине души, просто край наш на лицах наших отпечатался. Места то у нас, ребята, сами знаете -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments